Келшымаш
+9 °С
Пылан
Все новости
Калык календарь
19 шорыкйол 2021, 10:44

19 у ий/январь – Вӱд модмо кече.

19 у ий/январь – Вӱд модмо кече.

19 у ий/январь – Вӱд модмо кече. Вӱд Ава ден Вӱд Оным, Йомшеҥерым, Кугу Илыш Шочын Юмым, Кава Юмым жаплыман. Йомшеҥер - мланде йымалсе вӱд юмо. Тудо утларакшым нужгол семын конча. Емеля нерген руш йомак чынжым Юмала да Хийси (марийын - Юмо ден Кӱсӧ) юмо-влак нерген. Руш йомакысе шӧртньӧ колат (золотая рыбка) Йомшеҥерын сынже.
Тиде кече марте юж (атмосфера) да вӱд йӱкшен толыт, ончыкыжым – эркын-эркын ыраш тӱҥалыт.
Игече йӱштӧ гын, кеҥеж кукшо лийын кертеш. Тӱтыра ден лум сай лектышым сӧрат. Игече поранан гын, мӱкш еш арта. Тылзе тичмаш гын, шошым вӱд чот ташла. Кава шӱдыран гын, пурса ден емыж умат.
19 январь - День живой воды (день, когда играет вода). В этот день нужно почтить таких богов: Вӱд Ава (Мать воды), Вӱд Он (Хозяин, князь воды), Йомшеҥер (Потерянная, затерявшаяся река - Бог подземных рек, Бог родников - в русских сказках предстаёт в образе щуки (на самомо деле эта сказка не о Емеле и щуке, а о Юмале и Хийси (у мари - Юмо и Кӱсӧ), щука водный облик бога Хийси - Кӱсӧ) и золотой рыбки), Кугу Илыш Шочын Юмым (Бог дающий жизнь), Кава Юмым (Бог неба).
Путешествие в Похъёлу и создание кантеле
Вяйнямейнен отправляется вместе с Ильмариненом и Лемминкяйненом в Похъёлу, чтобы забрать источник изобилия — мельницу сампо (ранее выкованную в качестве свадебного выкупа Ильмаринена). По пути из хребта огромной щуки Вяйнямейнен создает музыкальный инструмент кантеле, игра на котором очаровывает всех живущих.
По-марийский кантеле - кӱсле. Кӱсӧ - древний бог природы, дикой природы. Щука в финно-угорских мифах - водный облик бога природы, связанный с духами предков. Получается, что щука из Калевалы - облик всё того же Хийси.
Хийси - лесной дух, великан, чёрт. М. Агрикола (16 в.) упоминает Xийси как духа леса, приносящего удачу в охоте. В поздних финских мифологических сюжетах Xийси — привидение, дух умершего, появление которого предвещает смерть, или великан. Также Хийси мог считаться покровителем скота. Его атрибуты — жеребёнок, лось. Образ имеет общие черты с балтийским вяльнясом.
Щука считалась волшебным животным у финно-угорских народов: Вяйнямёйнен не только сделал кантеле из ее костей, но и сам превратился в щуку, чтобы добыть чудесную невесту (правда, ему не повезло, в отличие от саамского оборотня). Финно-угорские водяные и даже божества принимают облик щуки, а череп щуки, согласно верованиям коми-зырян, приносит удачу в рыбной ловле.
(Петрухин Владимир Яковлевич возымо "Мифы финно-угров" книга гыч).