Келшымаш
+30 °С
Пылан
Все новости
Калык календарь
28 Шыжа 2020, 12:20

28 сес/октябрь – Кылме кече. Шӱкшондал кече.

28 сес/октябрь – Кылме кече. Шӱкшондал кече.

28 сес/октябрь – Кылме кече. Тиде кечын Йӱштӧ кува ден Йӱштӧ кугыза кушкыл-влак ден нунын вожыштым кылмыктат да телылан малаш пыштат.
Шӱкшондал кече. Тиде кечын кеҥежым поктен колтымо Ӱале шке тӱрлӧ сомыл дене кайыше шӱкшондал-влак пӧртылыт. Калык ой почеш, нуно изи капан, ужар ӱпан улыт. Кӧрвеч гыч лекмышт годым йыгыжге ӱпш шарла. Кум ӱпыштым кӱрлын налын кертыда гын, чыла йодмашымат шуктат. Но пуымо погышт кум кече гыч кумыжыш савырна.
Йыгыжге ӱпш ден кумыжым шотыш налаш гын, шӱкшондал кумыж вуян кишке дене кылдалтын. Суртышко тудо пура гын, лач тыгай йыгыжге ўпш шарла. Тудым солалтен кучен кертат гын, кидышкет «кумыж» логалеш. Шӱкшондал шомак «шӱкшӧ йыдал, йондал» мутла гыч шочын. Ожно марий-влак колышо кугезыштын йыдалжым пырдыжыш сакеныт да тушто чонжо илымылан ӱшаненыт.
Тугеже, шӱкшондалет Кудыводыжлан лишыл (Кудо Ава, Кудо Ача, Кудо ӧрт-влак - Кудерт кува ден Кудерт кугыза) лиеш. Но нуно ойыртемалтыт.
Кудыводыж Илыш Шочын ден Илыш Шочын Ава дене, икманаш, кава да илыш юмо дене чак кылдалтын. Тидым XVIII курымышто И. Г. Георгиын возымыжо рашемда. «...Идолы не в великом у них почтении. Но поелику они громового бога (Кудорча) наибольше страшатся и при том верят, что плодородие земли от него зависит, то многие ставят его в виде одетой в мужское платье куклы, которую кладут в сделанной из бересты ящик в избранной их жилища своего, угол. И, не создавая ему, впрочем, никакого особливого почтения, кладут только ему через некоторое время по нескольку кусков блина. В лесах их видны привешенные к некоторым почтенным деревьям четырехугольные в ширину и длину на ладонь дощечки, из бересты вырезанные, без всякого в разсуждении лиц или знаков изображения, которые называются у них Куда Вадаш...» («Описания всех обитающая в российском государстве народов», составленного И. Г. Георги, 1773-74 гг.).
Шӱкшондал-влакын, калык ой почеш, Юмо дене тыгай кылышт уке. Но ожно лийынат кертын. Вет, калык ой почешак, нуно пӧртыштӧ огыт код гын, нуным пире кочкеш малдат, сурт пыта. Шӱкшондал-влак, Касвел Европысо эльф да леприкон-влак семынак, тӱрлӧ сомылым ыштен илат, чодыраш коштыт (нуным лач тушто пире-влак кочкын кертыт), но айдемылан пеш шуэн кончат.
Нӧлтшӧ кече ӱмбалне пыл коеш гын, вашке игече пужла. Кылме кечын шыҥа-влак лектыт гын, теле леве лиеш. Кава чевер канде тӱсан гын, игече чевер лиеш.
28 октября - Холодный день. В этот день Старик Мороз и Старуха Стужа морозят корни растения и укладывают их спать.
День кикимор. В этот день в дом возвращаются прогнанные или сами ушедшие по делам кикиморы. По народной молве, они (марийские кикиморы - шӱкшондалы) небольшого роста с длинными зелёными волосами.Когда выходят из запечья, чувствуется резкий запах. Кто сможет вырвать три волоска из головы шӱкшондала, может просит у неё разных богатств. Но всё это богатство через три дня превратится в бересту.
Если подумать о резком запахе и бересте, то за шӱкшондала - кикимору марий могли принимать и ужей. Ведь по марийски уж - змея с берестяной головой. Поймаешь ужа - в руках у тебя будет кусок бересты.
Марийское название кикимор - шӱкшондал - состоит из двух частей: шӱкшӧ - старый, рваный, дряхлый + йондал, йыдал - лапоть. Получается - старый лапоть. Значит, они духи предков. Ведь мари вешали на стене вещи своих предков. По их поверьям, в них жили их души. Такие вещи иогли висеть очень долго. Их хранили и при постройке нового дома вешали уже там. Отсюда и русские домовые "живут" в лаптях. Вообще русскую кикимору можно считать женой домового. Хотя тут у мари не всё однозначно. Домовой у мари - Кудыводыж (кудо + водыж - дух кудо, кудный бог), Кудерт (кудо ӧрт - дух кудо), есть и другие названия. Кудерт кува - жена домового, как русская кикимора, прядёт пряжу. Можно предположить, что Кудоводыжами и Кудертами называли наиболее уважаемых предков, а старыми лаптями - менее уважаемых, или умерших ещё в младенчестве, или насильсвенной смертью. Кудыводыжы и кудерты были связаны с богами. Об этом писал живший в XVIII веке И. Г. Георги: «...Идолы не в великом у них почтении. Но поелику они громового бога (Кудорча) наибольше страшатся и при том верят, что плодородие земли от него зависит, то многие ставят его в виде одетой в мужское платье куклы, которую кладут в сделанной из бересты ящик в избранной их жилища своего, угол. И, не создавая ему, впрочем, никакого особливого почтения, кладут только ему через некоторое время по нескольку кусков блина. В лесах их видны привешенные к некоторым почтенным деревьям четырехугольные в ширину и длину на ладонь дощечки, из бересты вырезанные, без всякого в разсуждении лиц или знаков изображения, которые называются у них Куда Вадаш...» («Описания всех обитающая в российском государстве народов», составленного И. Г. Георги, 1773-74 гг.).
Марийские шӱкшондалы близки к западноевропейским эльфам и леприконам.
Если над восходящим солнцем видны облака, скоро погода испортится. Если в этот день будут летать комары, зима будет теплой.